Белгород: фото и фотографы

Четверг, 14.12.2017, 16:14
Приветствую Вас Гость

Регистрация
Вход

Каталог статей


Главная » Статьи » Уроки фотографии

Порнографическое воображение. Эссе. Окончание
Начало "Порнографическое воображение. Эссе."

V

Главные свойства любых плодов порнографического воображения — их энергия и деспотизм. Книги, именуемые обычно порнографическими, исключительно и до невероятности заняты описанием сексуальных «намерений» и «действий». Кто-то добавит: и «сексуальных чувств»,— но это, пожалуй, лишнее. Чувства персонажей, насколько они вообще интересуют порнографическое воображение, либо тождественны в любой данный момент поведению, либо связаны с его подготовительной фазой — «намерениями» — и вот-вот прорвутся в «поведение», если только сами этому физически не помешают.



Порнография пользуется лапидарным и простым словарем чувств: все они относятся исключительно к перспективам основного действия и могут либо благоприятствовать ему (вожделение), либо нет (стыд, страх, отвращение). Бескорыстных, нефункциональных в этом единственном смысле чувств — как и обобщенных или конкретных, но впрямую не относящихся к делу мыслей — не существует. Тем самым порновоображение, при всей бесконечной повторяемости происходящих событий, создает крайне экономную вселенную. Самый строгий из возможных критериев значимости здесь любой детали гласит: все обязано работать на эротическую ситуацию.

Мир, предлагаемый порнографическим воображением, замкнут и един. Он наделен силой переплавить, перековать и перечеканить любой попавший в него предмет в разменную монету эротического императива. Всякое действие рассматривается тут как звено в цепи сексуальных обменов. Тем самым причины, по которым порнография отказывается делать жесткое различие между полами, пропагандировать сексуальные предпочтения или соблюдать сексуальные табу, можно объяснить в чисто «структурных» терминах. Бисексуальность, пренебрежение запретом на инцест и другие подобные, общие для всей порнолитературы черты умножают возможности взаимообмена. В идеале каждый здесь может вступить в сексуальное взаимодействие с каждым.

Конечно, порнографическое воображение — не единственный тип сознания, предлагающий картину единого и замкнутого универсума. Есть и другие. Один из них, к примеру, дал начало современной символической логике. В единообразном мире логического воображения любое суждение можно расчленить или переосмыслить так, чтобы представить затем в терминах языка логики: то, что в обыденной речи этому не поддается, попросту отсекают. Некоторые общеизвестные формы религиозного воображения — возьму другой пример — действуют таким же каннибальским манером, поглощая любое сырье, чтобы перевести его на язык религиозных противопоставлений (насытив сакральностью или профанностью и т.п.).

Последний пример, по понятным причинам, впрямую относится к нашему предмету. Религиозными метафорами переполнена как современная эротическая литература (вспомним Жене), так и многие порнороманы. В «Истории О» для ордалий, которые проходит героиня, постоянно используются религиозные метафоры. О «хочет уверовать». Жестокий удел безоговорочного пресмыкательства перед сексуальным партнером раз за разом описывая священный ритуал: «Слово «разжать» и выражение «разжав колени» наливались на губах ее любовника таким смятением и силой, что она не могла слышать их без душевной раздавленности, священной покорности, как будто с ней говорил не он, а господь бог».

О боится побоев и других пыток, но, «когда все было кончено, она ликовала, что сумела пройти через это, и была бы еще счастливей, будь испытания еще безжалостней, еще дольше». В побоях, клеймении, калечении видятся (глазами героини) ритуальные ордалии, испытующие веру того, кто посвящается в аскетическую дисциплину некоего духовного ордена. «Абсолютное подчинение», которого хочет от нее первый любовник, а потом сэр Стивен, перекликается с выкорчевыванием себя, требуемым от иезуитского послушника или дзэнского ученика. О — «из тех самоотверженных личностей, которые жертвуют собственной волей ради полного преображения », ради служения воле, куда более могучей и авторитетной.

Как и можно было предполагать, прямая религиозная метафорика в «Истории О» толкнула некоторых читателей на столь же прямое прочтение книги. Прозаик Пьейр де Мандьярг, чье предисловие в американском издании предшествует полановскому, не колеблясь именует роман «мистическим », а потому — «строго говоря , не эротическим».

«История О», замечает он, «описывает полное духовное преображение, иначе называемое аскезой». Но все не так просто. Мандьярг прав, отметая психиатрический диагноз душевного состояния героини, сводящий предмет книги, скажем, к «мазохизму». «Пыл героини» (воспользуюсь выражением Полана) совершенно необъясним словарем психиатрических штампов. Факт, что роман использует некоторые условные мотивы и костюмы из садомазохистского реквизита, еще сам должен быть объяснен. Вместе с тем Мандьярг прибегает к почти таким же, разве что не столь пошло звучащим упрощениям. В любом случае религиозный словарь — не единственная альтернатива психиатрической вульгаризации.

А вот то, что кроме этих куцых альтернатив предложить нечего, еще раз свидетельствует о глубочайшей недооценке уровня и серьезности сексуального опыта современной культурой, как бы ни нахваливали ее терпимость.

По-моему, Полина Реаж написала эротический роман. Подразумеваемое в «Истории О» представление об эросе как священнодействии — вовсе не «истина», скрытая за буквальным (то бишь эротическим ) смыслом книги, всеми этими перепробованными на героине сладострастными ритуалами порабощения и деградации, а лишь ее метафора. Так зачем сильные выражения , если ничего другого тут просто не имелось в виду? Вероятно, вопреки полнейшей глухоте многих просвещенных читателей к смыслу опыта, стоящего за религиозным словарем, в них все-таки теплится благоговение перёд масштабом чувств, этим словарем выражаемых. Для большинства религиозное воображение — уже не первичная реальность. Но это единственная разновидность воображения, дающая целостную картину мира.

Ничего удивительного, что новые или в корне перелицованные формы целостного воображения, которые появились в прошлом веке — особенно воображения художников, эротоманов, леваков и сумасшедших, — хронически эксплуатируют престиж религиозного словаря. А целостный опыт, образцов которого не так мало, снова и снова расценивается исключительно как пережиток или сколок религиозного воображения. Попытаться отыскать свежие слова для разговора на самом серьезном, страстном и захватывающем уровне, высвободившись из религиозного кокона, — одна из первых интеллектуальных задач завтрашней мысли. Любая идея, любая эмоция, подмятые закоснелыми пережитками религиозного рвения, — от «Истории О» до маоистских цитатников, — обесцениваются сегодня на глазах. (Может быть, Гегель — не говорю сейчас о его философии — предпринял величайшую попытку создать словарь пострелигиозной эпохи, способный объединить сокровища страсти, подлинности и эмоциональной оправданности, накопленные словарем веры. Но лучшие его ученики мало-помалу разрушили тот абстрактный метарелигиозный язык, которому он завещал свою мысль, и сосредоточились на частностях, на социальных и практических выводах из его революционного подхода к процессам развития — его историзма. Неудача Гегеля, словно гигантский остов погибшего корабля, омрачает интеллектуальный ландшафт всего последующего столетия. После Гегеля не нашлось никого достаточно крупного, достаточно высокопарного или достаточно энергичного, чтобы взяться за эту задачу сызнова).

Остаемся мы, которых носит туда и сюда среди бесконечных проб целостного воображения, попыток целостной серьезности. Может быть, самый глубокий духовный отклик во всей судьбе порнографии на современном, западном этапе ее существования (порнография на Дальнем Востоке и в мусульманском мире — вещь совершенно иная!) вызывает именно этот полный паралич человеческой страсти и серьезности с тех пор, как в конце восемнадцатого века прежнее религиозное воображение с его несокрушимой монополией на целостность начало распадаться по частям. Нелепости и провалы в большинстве порнороманов, фильмов и картин очевидны для всякого, кто имел с ними дело. Что в поточных продуктах порнографического воображения замечают куда реже, это их пафос. Большинство порнопроизведений, включая книги, обсуждавшиеся здесь, указывают на факт куда более общий, чем даже та или иная сексуальная ущербность. Я имею в виду травматическую неспособность современного буржуазного общества дать требуемый выход вечной тяге человека к наваждениям высшего накала, удовлетворить его страсть к запредельным градусам сосредоточенности и серьезности. Потребность людей в выходе за красную черту «личного» ничуть не мельче их потребности быть личностью, самодостаточным индивидом. Но на этот запрос этому обществу отозваться по большей части нечем. В основном оно снабжает нас словарями бесовств, в которых и рекомендует черпать ответы на свою потребность, а также силу действовать и вырабатывать ритуалы поведения. На самом деле нам предлагают выбирать между словарями мысли и действия, которые не просто выводят за пределы личного, а разрушают личность.

VI

Но порнографическое воображение не обязательно понимать только как форму психического деспотизма, на отдельные плоды которого (и в качестве скорей знатока, чем клиента) допустимо смотреть с чуть большей симпатией, интеллектуальным любопытством или эстетической чуткостью.

Я уже не раз допускала в этом эссе возможность, что порнографическое воображение говорит очень важные вещи, пусть в уродливой, а зачастую и неузнаваемой форме. Продолжаю стоять на том, что эта донельзя косноязычная разновидность человеческого воображения по-своему и вопреки всему свидетельствует о некоей истине. Истина эта — о способности чувствовать, о сексе, о личности, об отчаянии, о границах человеческого — может стать твоей, если найдет выражение в искусстве. (Временами, хотя бы во сне, каждый из нас гостит в мире порнографического воображения несколько часов, дней, а то и лет, но только постоянные его обитатели создают фетиши, трофеи, искусство). Эта речь — назовем ее поэзией законопреступничества — тоже знание. Преступающий не только нарушает правила. Он еще и ступает туда, куда до него не ступали, познает неведомое остальным.

Порнография как художественная или протохудожественная форма воображения воплощает собой то, что Уильям Джемс назвал однажды «болезнью ума». Но Джемс был совершенно прав, тут же добавив, что болезнь эту нужно оценивать «по более широкой шкале опыта», нежели здоровье.

Итак, что же сказать множеству здраво мыслящих и тонко чувствующих людей, которых повергает в депрессию факт, что за последние годы сложилась целая библиотека порночтива в мягких обложках, доступного даже несовершеннолетним ? Может быть, одно: их тревога обоснованна, но, вероятно, несоразмерна. Я не имею сейчас в виду обычных нытиков, для которых, раз секс это грязь, таковы же и книжки, ему посвященные (видимо, ежевечерний геноцид по ТВ куда чище!). Скорей я обращаюсь к меньшинству тех, кого к порнографии отталкивает не грязь, а то, что она, по их мнению, поощряет психически ненормальных и ожесточает морально невинных. Моя неприязнь к порнографии — отсюда же, и мне тоже не по себе при мысли о последствиях ее год от года растущей доступности. Но, может быть , наша тревога — не совсем по адресу? В чем, в конце концов, суть дела?

Речь об употреблении знания. В известном смысле всякое знание опасно потому, что в ситуации знающего или желающего знать находится не каждый. Вероятно, большинство людей вообще не заинтересовано в «более широкой шкале опыта». Возможно, без тонкой и всеохватывающей психической подготовки всякое расширение опыта и сознания для большинства людей даже разрушительно. Но тогда давайте спросим себя, чем оправдать наше безрассудно неограниченное доверие к нынешней всеобщей доступности других видов знания? Наше оптимистическое молчаливое согласие на изменение и расширение человеческих способностей с помощью машин и механизмов? Порнография — лишь одно из множества опасных благ, циркулирующих в нашем обществе, и как ни мало этот образец для кого-то привлекателен, он — из наименее смертоносных и наименее обременительных для общества, если говорить обо всем , что человеку сегодня приходится выносить . За пределами узкого кружка писателей-интеллектуалов во Франции порнография — пользующийся дурной славой, презираемый большинством раздел человеческого воображения. Ее низкий статус — в заметном контрасте с высоким престижем многих куда более опасных вещей.
В конечном счете место, отводимое нами порнографии, зависит от целей, которые мы ставим перед своим сознанием, своим опытом . Но цель, поставленная перед своим сознанием неким А, может ему напрочь разонравиться, если окажется ориентиром для Б, поскольку Б, по его мнению, недостаточно для нее просвещен, опытен или тонок. А Б огорошен и даже оскорблен, видя, как А присваивает облюбованные им цели: в чужих руках они выглядят напыщенно, а то и мелко. Скорей всего это хроническое и взаимное принижение способностей соседа — влияющее в конце концов и на нашу иерархию способностей человеческого сознания в целом — никогда не утихнет ко всеобщему удовлетворению . Да и возможно ли это, учитывая, как меняется уровень сознания от человека к человеку?

В эссе по интересующему меня здесь предмету Пол Гудмен несколько лет назад писал: «Вопрос не в том, порнография это или нет, а в том, какого она уровня ». Вот именно.

Мысль Гудмена можно продолжить. Вопрос не в том, сознание и знание ли то или это, а в том, какого они уровня. Поэтому следующий вопрос — об уровне или степени тонкости самого человека, он же и самый неразрешимый.

Можно, конечно, не без известного основания считать большинство членов нашего общества если не клинически умалишенными, то по крайней мере вчерашними или завтрашними пациентами психбольниц. Только кто станет себя вести в соответствии с этим знанием ? Или жить с ним?
Если столько людей колеблются на грани убийства, потери человеческого лица, сексуального сдвига или полного отчаяния и мы будем вести себя соответственно этому, тогда на повестке дня — такая цензура, о которой не мечтали даже самые фанатичные ненавистники порнографии. Потому что если дело обстоит именно так, то не только порнография, а любые формы серьезного искусства и серьезной науки — иначе говоря, все разновидности истины — вещь подозрительная и опасная.

(1967)

Перевод Б. Дубина

Примечания:
(1) Автобиографический роман (1940) австралийской писательницы Кристины Стид. — Прим. переводчика.
(2) Это видно по книгам Жене, которые, при всей раскованности в описаниях сексуального опыта, редко возбуждают читателей. Читатель знает (Жене много раз говорил об этом сам ), что автор, когда писал «Чудо
розы», «Богоматерь в цветах» и другие вещи, приходил в состояние сексуального возбуждения. Читатель чувствует сильное и выбивающее его из колеи эротическое возбуждение Жене, эту энергию, которая движет унизанным метафорами повествованием. Но авторское возбуждение гасит
читательское, и Жене прав, говоря, что его книги не имеют отношения к порнографии.
(3) К сожалению, единственный перевод, дающий англоязычным читателям представление о «Госпоже Эдварде » (в серии «Олимпия » издательства «Гроув », 1965 год), содержит лишь половину книги — только саму повесть. Но «Госпожа Эдварда» — не просто повесть с предисловием автора. Книга состоит из двух частей — эссе и повести, и друг без друга они практически не понятны.

Похожие материалы:



Поиск материалов по теме:

Пользовательского поиска
Категория: Уроки фотографии | Добавил: inko_gnito (20.03.2007)
Просмотров: 5529 | Теги: уроки фотографии, фотография, уроки фотографирования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Реклама
Альбомы
NIKOLAPOPOV (823) |yuryabramov (496) |olganar (484) |poligraf (468) |sergey1954 (430) |yuryabramow (387) |andersen (374) |belgorodregion (352) |Big_B (303) |Viktoriya-Assorti (271) |Sherif317 (264) |kseniya-nedovodieva (247) |Shuba (243) |Геолог (231) |Сергей (230) |Буданов (214) |KitKatЯ (202) |gogy (195) |[anti]SniPeR) (195) |Arthur51 (178) |Mick12 (158) |Леонид (134) |townsman (130) |achori (124) |vitamin (122) |bap (120) |Александр (120) |Sergey (103) |d-zemlyakov (99) |Kosha (92) |vip31 (89) |Mks13 (80) |Gary (79) |zzz (79) |inko_gnito (77) |27 (77) |Danila19 (75) |Sawan (74) |Thirteen (73) |Thor (73) |Вера (65) |pinchenkov (65) |koroboVa (65) |Марси (62) |AnastasiyaKyzmina (60) |svetik (60) |FAP (58) |nancy_boy (56) |FuckOff (55) |Tarasova_Marina (55) |REY (54) |AllaPhoto (52) |Geen (51) |Xetai (51) |алексей (51) |VSerge (51) |Гелиос (50) |medman (47) |НЕforМаль4ик (47) |Kameneva (47) |syualdr (45) |Zanuda_2010 (45) |fighter (45) |max (43) |IsIra (43) |котопёс (42) |PaKos (40) |ART (40) |Grigorov (39) |KasiK (39) |kei (39) |strannik (38) |WERTIGO (38) |anzhei (38) |goldenel (38) |S4ezy (37) |vigo (37) |aleksandrov (36) |FatJoe (35) |skeron (34) |leo_yesss (33) |Сoult (33) |Vertigo (33) |Fluoriscent (32) |Archi_Sun (32) |Ksorks (32) |veresov_d (31) |skyfly2010sky (30) |Suhov (30) |Salomon (29) |kalina1981 (28) |Galleon01 (27) |ДаВинчЕ (27) |Snook04 (27) |CEZAR (26) |Enigma (26) |Lamour (26) |Garry_Neville (25) |zmin (25) |Sherif31 (25) |jonik (24) |hud83 (23) |admdep (23) |Nils31rus (23) |geleoslena (22) |ALEX37 (22) |Kolt (22) |Aristarhovich (22) |taraslazarenko (22) |MGkonti (22) |belsv-069 (22) |Nebesnoe (22) |JoeJester (21) |YurASik (21) |[viola] (21) |Ksendzova (20) |изолента (20) |Yazvochka (20) |musja (20) |CrispyCream (19) |mothdark (19) |a230 (19) |DmitrievaDV (19) |byfoto (19) |пяточка (18) |Yulika (18) |nika (18) |nastya31234 (18) |Pomelyonok (18) |wind_of_change (18) |apercode (16) |MaLika (16) |NikonLove (15) |Fortunatly (15) |Yuriy_Duda (15) |OlgaK (15) |Zhmenya (15) |sunы4 (15) |KatjaFaith(deviant) (15) |Ermakov (15) |Koroleov (15) |Surreal_Stroll (15) |prestus2015 (14) |cubets (14) |Robin_Van_Persie (14) |marina (14) |miss_N (14) |sofochka86 (14) |Solnce86 (14) |Bluebird (14) |goodfotos (13) |anatomic (13) |Masani4 (13) |sankai (13) |LadyDostoevskaya (13) |Rom_528 (13) |Butch (12) |romario2352 (12) |Борменталь (12) |kogtev (12) |xoxulin (12) |Zurdo (12) |rinnovacia (11) |Anuta (11) |Romga (11) |AnDrinalin (11) |Анна (11) |Scorpion (11) |wibor48 (10) |Blenda (10) |Musik74 (10) |klyaks@ (10) |real_sss (10) |IVANATV (10) |teller (10) |kiVi (9) |colorfun (9) |KopiPro (9) |Toccata (9) |Master (9) |elli25 (8) |Draculita (8) |rookie (8) |Beata (8) |Глянцевая (8) |S01 (8) |mazdazoom (8) |Persona (8) |Tem@ (8) |Demian (7) |tipok (7) |petrushkajane (7) |Tolyanuch (7) |pankratov (7) |SNUKI (7) |cher4il (7) |Trust_the_DJ (7) |Serg-Belgorod (7) |Foxy (7) |Patriot59 (7) |
Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Уроки фотографии [31]
Уроки фотографии для новичков и не только.
Обзоры фото-техники [6]
Обзоры новинок рынка цифровой фото-техники.
Фотошоп [8]
Статьи по Фотошопу
Прочее [35]
Облако тегов
Поиск
Комментарии:
Viktoriya-Assorti
А я трогала такое несколько ле...

poligraf NIKOLAPOPOV
...спасибо Иван...

olganar
Раскудрявая Шаманка Октябрь 2017.
poligraf
Отличный поворот!!!

yuryabramov
Как прежде... Весна в ноябре.
olganar
И даже гриб в ноябрьский день ...

Сергей
Спасибо Оля,был репортаж корот...

olganar
Классика репортажа!

Shuba
Благодарю,Сергей! Добрый знакомый.
yuryabramov
Спаибо! Клин.
yuryabramov
Спасибо, Сергей! Клин.
yuryabramov Сергей
Понравилась!

Shuba
Bravo!!!!!

Мини-чат
Фотофорум
  • анекдоты про фотографов (22)
  • Как оценить фотографию? (6)
  • Picasa (4)
  • Каким из блоков справа вы не пользуетесь (6)
  • Альтернативные способы печати фотографии (22)
  • Фотомечта (12)
  • Сферические фотки (16)
  • Интересные фоторесурсы. (20)
  • покупка, продажа фотографий через Интернет (12)
  • Книги, которые Мы читаем. (18)
  • Музыка, которую МЫ слушаем (91)
  • посоветуйте книги по композиции (7)
  • О критике в фотографии (2)
  • Заваленый горизонт, что это такое!? (6)
  • вспышка враг или помощьник? (12)
  • Статистика
    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0